ПОЗИРОВАТЬ ГОЛОЙ
Париж.
«10 декабря 1901 года
… Скульптор так и вертится около меня, впрочем, это слово не идет к его неуклюжей грузной фигуре.
Как вы хороши, как вы хороши! Вы вся создана для искусства... С вами можно сделать хорошие вещи, - говорил он сегодня по-русски, усевшись около меня.
- Перестаньте... Уверяю вас, мне надоели эти комплименты, - отвечала я.
- Это правда, а не комплименты. Я оцениваю вас с художественной точки зрения. Вы никогда не носили корсета?
- Нет.
- То-то и видно, что вы не изуродованы, как большинство женщин. Знаете что, позируйте мне! Я сделаю с вас красивый бюст и статую... И вам дам, конечно... Право! Сделайте мне такое удовольствие!
- Для головы я согласна.
- А так, вся?
Я строго взглянула на него.
- Отчего нет? - нисколько не смущаясь, продолжал Карсинский.
- Оттого что... подобное предположение... …
- … Неприлично позировать голой! А почему? Да ведь самый ваш отказ очень безнравственен. Вы предполагаете, раз стоите перед мужчиной обнаженной, то не весть какая грязь. А ведь нет чище взгляда художника на модель: мы не смотрим на нее как на женщину, а просто как на одно из проявлений божественной красоты природы, которое стараешься воспроизвести, Оно не возбуждает в вас ничего, кроме чистого восторга. Сколько моделей я видал на своем веку! И верьте мне: полуобнаженная женщина куда безнравственнее голой модели. Ведь на балах-то вы декольтируетесь, обнажаетесь настолько, чтобы возбудить восторг и нехорошее любопытство мужчины. А позировать - ах, как это можно! Фу, какое гадкое лицемерие! Какая подлая буржуазная мораль!»
Дьяконова Е. Дневник русской женщины. М.: Захаров, - 2004. - С. 428-429
#костюмвписьменныхисточниках #дневникидьяконовой #костюм1900_е